ArmenianHouse.org - Armenian Literature, History, Religion
ArmenianHouse.org in ArmenianArmenianHouse.org in  English

Because of multiple languages used in the following text we had to encode this page in Unicode (UTF-8) to be able to display all the languages on one page. You need Unicode-supporting browser and operating system (OS) to be able to see all the characters. Most of the modern browsers (IE 6, Mozilla 1.2, NN 6.2, Opera 6 & 7) and OS's (including Windows 2000/XP, RedHat Linux 8, MacOS 10.2) support Unicode.

Рафик Абрамян

АРМЯНСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII В. ОБ ИНДИИ

Previous | Содержание | Next

[стр. 258]

КОММЕНТАРИИ И ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЕ ИСПРАВЛЕНИЯ

1. Говоря «солдат», автор имеет в виду «военнослужащий». Фатех Мухаммед (Фатех Джанг, в армянском тексте—Фаты Джанги) командовал отрядом, состоящим из 70 всадников и 300 пехотинцев. Он находился на службе у правителей Майсура.

2. Фати Джанги—Фатех Джанг в конце жизни получил прозвище Немид-хан.

3. Хайдар Али родился в 1311 г. хиджри, т. е. между 1718— 1719 гг.

4. Колар—древний город в Майсоре. На самом деле Хайдар Али родился не в Коларе, а в маленькой крепости Динавели или в Будикоте во владениях своего отца, недалеко от крепости Колар.

5. Ибрагим Схаб (Ибрагим Сахиб) дядя Хайдара Али. Симонян часто упоминает его. О нем как о дяде (брате матери Хайдара) один раз упоминает Вилкс. В остальных источниках он не фигурирует как дядя или покровитель Хайдара. Тем не менее сообщение армянского источника об Ибрагиме Сахибе, как об одном из выдающихся полководцев майсурской армии, участвовавших во многих операциях, можно считать верным.

6. Все рассказанное носит легендарный характер. На самом деле, отец Хайдара—Али Фатех Хайдар погиб в одном из сражений в 1728 г. Между прочим, Хайдар не был единственным сыном Фатех Мухаммеда, у него был брат по имени Шахбаз.

7. По другим источникам, покровителем Хайдара Али был один из его дальних родственников.

8. По Чолат Мухаммеду, старший брат Хайдара Али—Шахбаз, а не дядя выделил небольшой отряд из 5—6 всадников и 50—60 пехотинцев своему брату Хайдару.

9. Мансур (Майсор)—княжество в Центральной Индии. Речь здесь идет о радже из династии Водеяров, который, однако, в тот период фактически не правил Майсуром.

10. По свидетельству майора Стюарта, в 1742 г. Хайдар Али получил от правителя Майсора титул наика. («Наик» означает «командир», «начальник»). Как сообщает Вилкс, по ходатайству Ибра-

[стр. 259]

гим Сахиба в 1749 г. Хайдар получил титул найка от главнокомандующего майсурских войск Десараджи.

11. Автор имеет в виду борьбу между французским ставленником Чанда Сахибом и «правителем» Карнатика, ставленником англичан, Мухаммедом-Али.

12. Пунтишери (Пондишери)—см. комментарии к «Истории Индии» Т. Ходжамаляна.

13. Тшампул (Тричинополи, Тиручираппалли. Между прочим, город Тричинополи называют Тшампул почти все армянские источники, написанные в Индии)—в XVI—XVIII вв. хорошо укрепленная крепость государства найяков—правителей Мадури. Крупный центр торговли и ремесла, славился изготовлением и обработкой драгоценных камней. Благодаря своему стратегическому положению этот город-крепость считался ключом к югу Индии. Кто владел Тричинополи, тот господствовал над всеми княжествами крайнего юга, военными путями из Танжера в Майсор и из Карнатика на Малабар.

14. Эти цифры сообщаются впервые.

15. Автор ошибается. Чанда Сахиб был не правителем, а диваном Карнатика.

16. Чанта Схаб (Чанда Сахиб)—см. примечание к «Истории Индии». Здесь допущена неточность: майсурские войска сражались не на стороне Чанда Сахиба, а против него. По-видимому, здесь здесь должен быть не Чанда Сахиб, а Мухаммед Али.

17. Автор явно путает более ранние события с событиями 1751 г. Рани, правительница Мадуры, была вероломно взята в плен Чанда Сахибом и казнена в Тричинополи в 1731 г. В этих событиях войска Майсура не участвовали.

18. Тут также допущена ошибка. Эта кампания, в которой участвовал Хайдар Али, кончилась тем, что Чанда Сахиб попал в плен к Мухаммеду Али и был казнен. Мухаммед Али, а не Чанда Сахиб после снятия осады с Тричинополи и победы решил не выполнить своего обещания. Он не отдал Тричинополи Майсуру и не «вознаградил» Хайдара Али.

19. Срнкпатан (Серингапатам) был столицей Майсурского государства. В 1799 г. ограблен англичанами.

20. К сожалению, источник не сообщает подробностей и настоящих причин вражды между раджой и Нанджараджей. Кроме личной вражды, там были более серьезные причины. Военная политика Майсура терпела крах. Нападение Хайдарабада в 1755 г., затем маратхов в 1757 г. довели Майсур до финансовой катастрофы. Войска, давно не получавшие жалованья, сели в дхерна (сидячий протест.— Р. А.) у дверей главнокомандующего. Раджа и Нанджарадж обвиняли друг друга в создавшемся положении. Вот в таких условиях произошло столкновение между раджой и его главнокомандующим. А. Симонян прав, что Хайдар был на стороне раджи, отстранил главнокомандующего и сам занял его место. Это подтверждают и другие источники.

21. Махмат Али-хан—Мухаммед-Али, наваб Карнатика.

22. Крнтак (Карнатик)—княжество на восточном побережье Южной Индии.

[стр. 260]

23. Эти подробности о численности войск Майсура и Карнатика впервые встречаются у Акопа Симоняна.

24—27. Симонян тут что-то путает, на самом деле хайдаровской армией в это время были взяты майсурские крепости Полни и Вирупашка.

28. Кос—мера длины в Индии.

29. Махтум Али-Хан—один из высших командиров армии Хайдара Али.

30. По Лангле, 5000 кавалерии и 3000 пехоты (см. Лангле, Гайдар Али, стр. 10).

31. По другим источникам, Гайдар не по приказу раджи, а сам уехал в свою летнюю резиденцию, (см. Лангле, Гайдар Али, стр. XI).

32. Колорама (Колерун, Колидион)—приток р. Кавери. Серингапатам стоит на Кавери, но автор, видимо, жил на побережье, где Кавери впадает в море двумя рукавами—южнее Кавери, севернее Колерун. Тут речь идет о Серингапатаме.

33. Действительно, дворцовая клика, недовольная Хайдаром, хотела отстранить его от власти. Главным организатором заговора стал Кханде Рао, бывший главный муттасаид (писец) Хайдара, его представитель во дворце раджи. Нападение на лагерь Хайдара, по Н. К. Сниху, было назначено на 12 августа 1760 г.

34. По другим сведениям, Хайдар забрал все богатство, бросил семью, армию, переправился на тот берег Кавери и удрал в Бангалур. Число верных Хайдару солдат было гораздо больше—3000 человек, но они находились вдалеке от стана главнокомандующего и были отрезаны от лагеря Хайдара. По другим источникам, оставшихся вместе с Хайдаром солдат насчитывалось 300.

35. Бенклур (Бангалур) был основан как военная крепость в XVI в. и долгое время имел важное военно-стратегическое значение. В XVII в. входил в состав Маратхского государства. Хайдар Али поехал именно в Бангалур, потому что там находилась часть его войск во главе с Исмаилом Сахибом, подготовившим поход на Аркат. После завоевания Индии англичанами Бангалур был превращен в центр колониальной и военной администрации.

36. В Бангалур был послан Камар Бек.

37. Имя Али Араба из Кермани и других источников не известно.

38. По Хаувадана Рао, Хайдар из Понтишери вызвал свой 7-тысячный корпус.

39. «Диван»—первый министр и министр финансов.

40. Об этих хитростях Хайдара Али было известно, но такие детальные подробности сообщаются впервые.

41. Об этих и других связанных с ним фактах впервые сообщает Симонян.

42. Нарсидас (Нарсингхдас)—об этом впервые сообщает Симонян.

43. Лакх—100 000 рупий.

44. По сообщению самого Симоняна, в период Хайдара Али 1 хун равнялся 4 рупиям.

[стр. 261]

45. На самом деле эти события происходили гораздо позже, в 1759 г. По всей вероятности, эта ошибка издателя текста «Жизнеописания», а не автора. Трудно поверить, что автор «Жизнеописания» Симонян, современник, человек близко стоящий к Хайдару Али, мог так ошибиться. Во всех древнеармянских рукописях до середины XIX в. вместо цифр употребляются армянские буквы. Читатели, не разбирающиеся в тексте, путают похожие буквы и в результате порой получаются грубые ошибки. Это еще усложняется тем, что в Индии армяне пользовались двумя летосчислениями. Издатель текста, по-видимому, расшифровывая цифры, допустил ошибку. Между прочим, эти ошибки в отношении летосчисления встречаются довольно часто.

46. В некоторых местах в армянском тексте слово «рани» написано с большой буквы, поэтому создается впечатление, что это собственное имя. На самом деле слово «рани» означает «царица».

47. Дата неверна. Разве что в 1759 г.? Тут повторена та же ошибка, которая объяснена выше.

48. Хесур (Хосур)—небольшой город на северо-востоке Майсура.

49. Хесикота (Хоскот)—город на северо-востоке Майсура, владение мелкого палаяккара, аннексированное Хайдаром Али в 1741 г., несколько раз переходил то к маратхам, то к Майсуру. В последний раз в 1771 г. наваб Хайдар Али отобрал Хоскот у маратхов.

50. Балапур (Дод Балапур)—небольшой город на северо-западе Майсура. Дод Балапур был завоеван и присоединен к Майсуру в 1761 г. Несколько раз был захвачен маратхами, затем отвоеван Майсором.

51. Чик Балапур (Чик-Баллапур)—хорошо укрепленная крепость на севере Майсора.

52. Санур Банкапур (Саванур Банкапур)—небольшое княжество на севере Майсора за рекой (севернее) Варада, находившееся в вассальной зависимости от Бендура.

53. Хаким-хан—патамский наваб в Савануре. Много раз в союзе с маратхами вторгался в Майсор: в 1776, 1770, 1760 гг. и т. д.

54. Исмаил Схаб (Исмаил Сахиб)—один из высших командиров армии Хайдара Али.

55. Гедарабат (Хайдарабад)—см. примечание к тексту «Истории Индии».

56. Нзам Али-хан (Низам Али-хан)—правитель Хайдарабада, заменивший своего брата Салабата Джанга в 1762 г. За 40 лет правления в борьбе против маратхов, Майсора и во внутренней феодальной борьбе сумел упрочить и нормализовать положение династии, которая до Низама Али находилась на грани уничтожения.

57. Дакан (Декан)—область в Индии.

58. Хайдар Али титул «Бахадура» получил в 1759 г. от своего майсорского раджи, фактически ставшего пленником Хайдара. «Бахадур» означает «храбрый», «герой», «богатырь». Этот титул обычно в Индии присваивали главнокомандующим, великим полководцам.

59. Сира—город на северо-западе Майсора, крупный центр торговли, ткачества и т. д. В 1761 г. Сира за 300 тысяч рупий был куплен Хайдаром Али у Васалат Джанга.

[стр. 262]

60. Овранкзиб (Аурангзоб)—правитель Индии (1658— 1707).

61. Биднур (Бендур, Хайдарнагар)—один из самых больших городов своего времени в Южной Индии (на западе от Майсора). Благодаря своему стратегическому положению господствовал над горными проходами из Малабара и Каннары.

62. Рани Биднур—«Королева Биднур», так называли этот город имея в виду его красоту, богатство, многолюдность, хорошее местонахождение и т. д. Столица одноименного княжества.

63. По другим сведениям, Хайдар Али вступил в Бендур не для решения спора между наследниками трона, а для того, чтобы восстановить на престоле местного «Лжедимитрия»—юношу, выдававшего себя за сына покойного правителя, спасшегося от убийства людьми, подосланными регентшей Бендура. См. К. А. Антонова. Английское завоевание Индии..., стр. 179.

64. Действительно, против Хайдара был организован заговор дворцовой клики, который был раскрыт. Часть организаторов заговора Хайдар уничтожил, а часть сослал в далекую крепость Маджугири.

65. Кост-Малавар—побережье Малавар (Молабар).

66. Мир Садик (Мир Садык)—впоследствии глава финансового и налогового ведомства Майсорского государства.

67. Васаладжанк (Басалат Джанг)—младший брат Низама Али-хана, Долгое время претендовал на престол Хайдарабада, вел войну против брата. Это он в 1761 г. за 300 тыс. рупий продал г. Сиру Хайдару Али.

63. Мафус-хан—один из братьев Мухаммеда Али. О его восстании против брата говорится впервые.

69. Дж .Смит—полковник английской колониальной армии в Индии. А. Симонян иногда ошибочно называет его генералом. Руководили рядом неудачных походов и сражений против Хайдара Али. Это он командовал английскими войсками во время битвы при Чангаме в 1767 г.

70. Англичане ворвались на территорию Майсора 14 августа 1767 г.

71. Кшантури (Чангама)—город Карнатика, под которым в 1767 г. в первый раз полковник Смит разбил войска Майсора и Хайдарабада.

72. Рамджани—человек низкого происхождения от родителей смешанных каст.

73. Коларатни—дословно «черная драгоценность».

74. Дубрин (Ж. Дюпре)—член Мадрасского совета, позднее губернатор Мадраса. Действительно был посредником при переговорах между Хайдаром Али и Мадрасским советом.

75. Стресин (Стриттон Дж.)—член Мадрасского совета, губернатор Мадраса (1776—1777). Хаувадана Рао вместе с Стриттоном вторым посланником в Майсор, упоминает Джорджа Бурчера—брата губернатора.

76. Особенно долгих споров между Хайдаром Али и англичанами не было, основные споры шли между Мухаммедом Али и англичанами. Мухаммед не был доволен уступками англичан в ущерб Карнатика.

[стр. 263]

77. Договор между Майсором и англичанами был подписан 3 марта.

78. Алигухар (Али Гоухар)—шах Алем П. См. прим. к «Истории Индии».

79. Бюкенен, говоря о насильном переселении населения города Сира, указывает цифру в 12 000 человек.

80. Шахрганджам (Шахр-Ганджам)—город в Майсоре, недалеко от Серингапатама. В период правления Хайдара Али этот новоотреченный город в основном был населен переселенцами из города Сира.

81. Ализаман-хан (Али Заман-хан)—один из приближенных и высших офицеров Хайдара Али.

82. Имам Схаб (Имам Хасиб)—по-видимому, претендент на карнатинский престол, находившийся при дворе низама Хайдарабада.

83. Оврангзиб (Аурангзеб)—см. примечание к тексту «История Индии».

84. Явная ошибка, эти события происходили на самом деле не в 1769 г., а в 1771 г.

85. Акоп Симонян говорит об окружении и разгроме войск Хайдара Али и Типу султана маратхами 7 марта 1771 г. около г. Чинкурли.

86. Хайдар понес большие потери: по подсчетам Синха, приблизительно 40—45 орудий, 20—25 слонов, 7—8 тыс. коней.

87. Из армии наваба действительно спаслось очень мало людей. В этом бою сам Хайдар и Типу Султан избежали плена. Почти все высшее офицерство, участвовавшее в этом сражении, попало в плен, в том числе Али Заман-хан, Мир Али Риза, Ясим-хан, Абдул Мухаммед и др. Рассказывают, что Хайдару удалось бежать случайно. Попавшего в плен Ясим-хана, который был очень похож на Хайдара, маратхи приняли за правителя Майсура. Они поняли свою ошибку спустя несколько часов, начали искать Хайдара, но уже было поздно.

88. По другим источникам, сумма, которую Майсор должен был заплатить маратхам, равнялась 7,5 млн. рупий. См. К. А. Антонова, Англо-франнузская борьба и роль государства Майсора в 1769— 1784 гг. В сб. «Из истории общественных движений и международных отношений», стр. 127.

89. Мир между маратхами и Майсором был заключен гораздо позже. Стычки между врагами продолжались до июня 1772 г.

90. Кишнари (Кришна-Кристна)—река на юге Индии, на плоскогорье Декан. В упомянутое время река Кришна была границей между маратхами и Майсором на севере Майсора.

91. Чтлдрук (Читталдруг)—сильно укрепленный город-крепость на севере Майсора. Тут и далее речь идет о взятии этой крепости и пленении читаллдругского Палаяккара Хайдаром Али в 1779 г.

92. Таркула (Тринколур)—форт на Малабарском побережье. В апреле 1782 г. Хайдар под Тринколуром был разбит англичанами.

93. А на самом деле Читталдорг был окружен войсками Хайдара во главе с Файз Алиханом. Палаяккар вынужден был заплатить дань в 70 тыс. рупий—гораздо больше, чем до этого. Насколько

[стр. 264]

точны сведения, сообщаемые А. Симоняном, неизвестно, но правда, что Хайдар оставил Палаяккара владыкой своей страны и даже обещал вернуть ему захваченные районы. Палаяккар имел право держать лишь 2000 солдат пехотинцев и 300 конников для личной охраны. Он вынужден был согласиться на вассальную зависимость от Майсора и получить свои владения уже как джагир (стоимостью в 50 тыс. рупий).

94 Об этой второй попытке Хайдара заключить мир с маратхами впервые сообщают армянские источники. Во всяком случае Хаувадана, Синха, Лангле и Робсон ничего не говорят ни о попытке Хайдара заключить мир с маратхами, ни о поездке Али Риза-хана делегатом в Пуну и его измене.

95. Тут речь идет о втором походе и окружении Читталдрога (первый поход был в ноябре 1770 г.).

96. По Хаувадана Рао, не 80 000, а 60 000 маратхов поспешили на помощь своему союзнику. Согласно тому же Хаувадана Рао, маратхские войска сопровождали читталдрогские проводники.

97. О таких больших потерях во время столкновения войск Майсора и маратхов (20 000) сообщается впервые. По-видимому, А. Симонян говорит о битве при Парави.

98. Карпа (может быть, Кириба или Кирпа)—небольшой город-крепость в Савануре в вассальной зависимости от Хайдарабада.

99. Симонян ошибается, эта последняя осада Читталдрога продолжалась всего несколько месяцев.

100. Снкршети (Сенгар-Сетх)—о нем впервые говорится в армянском источнике.

101. Известно было, что в осажденном Читталдроге против Палаяккара действовала группа предателей, эти подробности впервые сообщает Симонян.

102. Капитуляция по другим источникам произошла не в конце, а в начале марта.

103. Правитель Читталдрога сдался лишь тогда, когда войска Хайдара в результате измены ворвались в город и барабанным боем известили о своей победе.

104. Пурнкам (Пурная)—один из видных политических деятелей Майсорского государства. Своей быстрой карьерой он был обязан тем услугам, которые оказал Хайдару Али еще в самом начале его деятельности.

105. История взятия Карпы изложена очень путано. Получалось так, что Карпу Хайдар Али брал два раза. В первый раз назначил градоначальником Мир Сахиба. Во второй раз он неожиданно снова напал на Карпу, совершив большой переход, хотя часть его войска и не отходила оттуда. Вероятнее вторая версия, т. е. заранее Хайдар отправил в Карпу Мир Сахиба с 600 всадниками, а потом прибыл туда сам. Возможно, что А. Симонян хотел рассказать о событиях при Карпе, прервал изложение и в дальнейшем начал снова, притом более подробно.

106. Седот (Садхост)—крепость вблизи Сира.

107. Об этом инциденте между Хайдаром и его сыном Типу Султаном другие источники ничего не сообщают.

108. Саванур—небольшое княжество на северо-западе Майсора, находившееся в вассальной зависимости от маратхов.

[стр. 265]

109. Керим Схаб (Керим Сахиб)—младший сын Хайдара Али.

110. Балмукандас (Боламукканд)—один из богатых купцов Майсора.

111. Бокенадж—об этом купеческом доме ничего не известно. 112. Катак (Каттак)—город в Индии, до 1756 г. административный центр штата Орисса; расположен в дельте реки Маханда.

113. Пона (Пуна)—город на юге Индии, в XVIII в. столица державы Пепа, административный центр Маратхского государства Махараштры.

114. Нетрудно догадаться, что в этих секретных письмах, отправленных Хайдаром в Дели и Каттак, он уговаривал заключить союз против англичан.

115. Обращение Хайдара к английским войскам для ходатайства перед Мухаммедом Али и двойная игра англичан объясняются легко. Правда решением парижского договора 1763 г. Муххамед Али был признан правителем Аркота, т. е. правителем Карнатика, однако фактической властью он не обладал и был марионеткой в руках англичан. См. К. А. Антонова, Английское завоевание Индии..., стр. 195.

116. Явная ошибка издателя. А. Симонян не мог говорить о событиях 1780 г., очевидцем и участником которых он сам был по его словам и датировать это событие 1787 г.

117. Майн (Моэ)—маленький портовый город в Южной Индии, на Малабарском побережье Индии, южнее Телличери. В указанный период был небольшим поселением, центром французских колониальных владений на этом побережье Индии. В Моэ, кроме порта и поселения, входило несколько деревень. Ныне входит в состав штата Керала.

118. Тут речь идет о Людовике XVI.

119. Васаладжанк—(Салаварджанг).

120. Муси Лали (Лали Толландал)— См. комментарии к «Истории Индии» Т. Ходжамаляна.

121. Пиморен—командир французского отряда всадников (около ста человек), посланного к Хайдару.

122. Махмуд Бандар—Портново (Порто-Ново)—небольшой город-порт на Бенгальском побережье между Куддалуром и Девикнота. Тут автор говорит о неожиданном захвате Порто-Ново войсками Типу Султана и об ограблении домов богатых купцов в 1780 г.

123. Кера (Кора)—округ, близ Ауда.

124. Амургар (Амбургарх).

125. Чтур (Читтур)—город в Карнатике.

126. Насирдола Абдолхаб-хан (Насир-уд-доул Абд-ул-Вахаб-хан)—о нем впервые говорится в армянском источнике.

127. Абд-ул-Вахаб сдался с условием, что ему и семье будет разрешено поехать в Мадрас, но Хайдар, вместо Мадраса, отправил его в Серингапатам.

128. Гунтур (Гундур)—город в Андрхе, находившийся в вассальной зависимости от Хайдарабада.

129. Беле (Бейле Дж.)—полковник английской колониальной армии в Индии. У Симоняна Бейле ошибочно называется генералом.

130. Нелур (Неллур)—город в Южной Индии в штате Андхра-

[стр. 266]

Прадеш, на реке Паннар. В упомянутое время был крупным портом и торговым центром Карнатика. В 1769 г. вместе с Девикотской областью Неллур был передан Мухаммедом Али англичанам в джагир.

131. Монро (1751 —1827)—генерал английской колониальной армии в Индии, служил в секретном отделении английской армии, активный участник второй англо-майсурской войны, участник осады Серингапатама.

132. Кандживарам (Кондживерам)—город в Южной Индии на реке Леннар, между Неллуром и Чинклепатом на юго-западе от Мадраса.

133. Такур-Пурнбак (Поллалур-Перамбакум)—местечко на расстоянии 9 миль юго-восточнее от Триколора.

134. По-видимому, в самом деле очень хорошо работала майсорская разведка. Из других источников мы знаем, что Хайдару были известны самые мелкие подробности о войсках Бейле. Есть предположение, что проводник Флейча, который привел английские войска по другой дороге, также был агентом Хайдара.

135. Чинклет (Чингалпат)—небольшая крепость в Аркате.

136. Литус (лут) на перс. яз. означает «грабеж», «с»—обозначает английское множ. число. Автор имеет в виду нерегулярные войска, которые остались с гарнизоном и наносили ущерб противнику, грабя страну.

137. Велур (Веллур)—город в Южной Индии на севере штата Мадрас, на реке Палат. Хорошо укрепленная крепость, образец индийской военной архитектуры.

138. Колонель (Collonel—англ.)—полковник.

139. Симонян ошибается. Тут речь идет о полковнике английской колониальной армии в Индии Джоне Вуде.

140. Джон Вутл (Джон Вуд) благодаря своим связям был назначен Мадрасским советом главнокомандующим английской армии, действующей против наваба Бахадура. Он так бездарно руководил армией, что его отстранили от командования.

141. Трнкбар (Транкебар)—город в штате Мадрас.

142. Некапатнам (Негапатианам)—город в Индии, в штате Мадрас, в дельте реки Кавери.

143. Мучли Бантар (Мачлибантар)—город и порт в Индии, в дельте реки Кришна в штате Андхра-Прадеш.

Дополнительная информация:

Источник: Рафик Абрамян. Армянские источники XVIII в. об Индии, Издательство Академии наук Армянской ССР, Ереван, 1968
Сканирование, распознавание и корректирование: Лина Камалян

См. также:
Design & Content © Anna & Karen Vrtanesyan, unless otherwise stated.  Legal Notice